Обладатель гранта BREWHOUSE STAGE PRIZE пьеса "ОПУС ДНК" Екатерины Августеняк на сцене ЦЕНТР имени Вс. МЕЙЕРХОЛЬДА.

Пьеса «Опус ДНК» — это попытка распутать сложнейший узел взаимоотношений, завязанный на любви, родстве, стыде и страхе, на ворохе амбиций, взаимных обид и манипуляций. Средствами привычного языка достичь взаимопонимания мы всё чаще оказываемся бессильны: на этапе, когда мощное развитие этой цивилизации ставит под угрозу её собственное существование, проблемы языка требуют поиска специфических решений.

Поэтому в пьесе Екатерины Августеняк повседневные слова превращаются в язык генетического кода и обратно. Транскрипция происходит с помощью азбуки Морзе, как сигнала тревоги, который человек бессознательно посылает вместе с речью.  Способ перевода ДНК меняется  в каждой композиции, как бы расширяя свой охват и претерпевая новые превращения: от буквенных конструкций переходит к названиям аминокислот, а затем частям тела или даже предметам мебели.

На первом этапе обычный текст кодируется по принципу Азбуки Морзе;
На втором этапе мы получаем язык ДНК, состоящий из четырех букв, получаемых путем кодирования текста в формате азбуки морзе:

A • одна точка (короткий сигнал)
U − длинный сигнал (равен трем точкам)
G ◦ короткая пауза
C ◦ ◦ длинная пауза

Последовательность символов разбивается на комбинации из трех символов-кодонов, каждому из которых соответствует название аминокислоты. На последующих этапах кодировки каждой аминокислоте присваивается предмет или явление, соответствующее ей согласно принципу каждого нового этапа кодировки.
Эти принципы описаны автором следующим образом:

«В тексте используется четкое соответствие триплентых оснований определенным аминокислотам. Привязка к частям тела и процессам человеческого организма является более менее условной, так как в большинстве процессов участвуют одновременно несколько аминокислот и каждая может оказывать влияние сразу на несколько сфер жизнедеятельности. Еще более условно соответствие продуктам. Конечно, в белковых продуктах присутствуют практически все аминокислоты, но чтобы получить определенную последовательность съедобных элементов, произведен определенный подбор. В нем есть масса допущений, но эта аналогия все же не далека от истины.

В ситуации с тканями некоторые связи являются довольно точными, например, серин был впервые синтезирован именно из шелка, но в большинстве своем, аналогии очень косвенные. Анализировался химический состав разных тканей, наличие в составе растений, шерсти животных содержание разных аминокислот, а также их синтезирование и применение в разных областях промышленности. Так финилаланин – ароматическая аминокислота – содержится в составе духов, пролин, входящий в состав желатина, используется при производстве искусственного жемчуга (да и в натуральном жемчуге какой-то небольшой процент пролина можно обнаружить).

На основе всех предыдущих подборок и анализа информации про аминокислоты подобраны предметы повседневного пользования. Например, само название аминокислоты валин связано с ее высоким содержанием в растении валерианы, поэтому валину соответсвует аптечка. Аминокислотам, которые в процентом соотношении больше остальных содержатся в разных породах древесины распределены: стол, стул, секретер, шкаф. Производное вещество от глицина, применяют при проявке фотографий, и так далее. При такой степени условности показалось допустимым подобрать предметы и стоп-кодонам, ориентируясь на их названия.
Все-таки язык (и код) — это набор правил, основанный не только на аналитическом поиске, но и на интуитивном ощущении его авторов, поэтому для языка и метода транскрипции текста опуса произведены приведенные выше раскладки».

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:

11 декабря в 20:00
 

  • White Vkontakte Icon
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon

г. Мытищи, Волковское ш., влд. 12